Геологическая поездка на оз. Байкал. 2013г.

Мы, группа из пяти человек, любители камня: Петров Юрий, председатель Клуба любителей камня, наш проводник, Журавлёв Василий; Ханжин Александр, Пинигин Алексей и его сын Антон 30 июня 2013 г. в 2300 погрузились в поезд Екатеринбург-Чита в вагоны-плацкарты, трое в один вагон, двое в другой. В темноте устроились на боковушках и легли спать. И вот мы едем, едем, едем. Наша цель - Слюдянка, юг оз. Байкал. Утром проснулись, осмотрелись. Пассажиры в основном туристы, рядом с нами молодая француженка с другом немцем. Рядом с Юрием туристы - чехи, едут до г. Иркутска. Познакомились друг с другом,- говорили по-английски. А больше спали и ели, делать нечего, ехать долго, 2,5 суток. Вася купил кроссворды и нам хватило их до Байкала.
    Проехали всю Сибирь. Мы, кроме Юрия, ехали в первый раз. Проехали города: Томск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Ангарск; реки: Иртыш, Обь, Енисей, Ангара; получили большое удовольствие. В больших городах были длительные остановки. В Иркутске все пассажиры вышли из нашего вагона. Попрощались с соседями. Вагон опустел, всего на 10 минут. Мы хотели переехать на соседние места, полдня проехать культурно, но вагон наполнился китайцами. Ехали молча, по китайски мы знаем только 3 слова.
    И вот мы подъезжаем к оз. Байкал, поезд идёт в гору, сзади его толкает ещё один тепловоз. Погода прекрасная, светит солнце. Вот он священный Байкал. Голубая вода, вокруг горы, вдали хребет "Хамар-Дабан", красота неописуемая. Вдали заметили белый карьер "Перевал" с голубым кальцитом и красной шпинелью наша основная цель - мечта. Ещё в вагоне мы запланировали, куда пойдём копать, когда устроимся.

2.7.13 г. Станция г. Слюдянка, выходим. Главные рюкзаки за плечами с инструментом. Садимся в маршрутку и едем в Дом - музей камня к Жигалову, там же гостиница. Край города, вокруг горы, частный сектор - дачи, рядом шумит р. Слюдянка, дальше база МЧС. Встретили нас хорошо, душевно. Хозяин и его дочь Света. Юра там уже не в первый раз. Поселились в гостинице, деревянный корпус, нары в три ряда. Вся наша группа в одном месте. Во дворе беседка, цветник, лежат крупные образцы минералов р-на Слюдянки, удобства тоже во дворе. Есть баня-сауна. В соседнем корпусе музей камня. Экскурсии проводит дочь Жигалова или его жена - Любовь Михайловна. Экскурсии идут постоянно, на дню по два раза.
    Первое, что мы сделали по приезду в гостиницу, закупили продукты, пока на 3 дня, позавтракали и пошли в гору на слюдяные отвалы ближайшего рудника. Рядом работала сортировка. Осмотрели отвалы. Апатиты встречались довольно часто. Всякие. Голубые, зелёные, прозрачные, не прозрачные, мелкие и крупные, слюда в кристаллах, диопсиды с апатитами в кальцитах, одиночные и друзы. После дождя всё это хорошо видно. Набрали полно. До базы нести 2 км, но своя ноша не тянет. К вечеру вернулись. С добычей. Все довольны. Взяли много интересных образцов апатита, диопсида, скаполита. Много и выбросили. Прошёл 1-ый геологический день. Потом был банкет в столовой по случаю приезда. Еду готовили сами.
    На 2-ой день пошли на хромдиопсиды, на левый берег р. Слюдянка. Утро было прекрасное, тепло. Вброд пересекли р. Слюдянку, поднялись в гору, обнаружили в горе штольню (бывшая, по добыче слюды). Штольня тянется на многие десятки метров. Поднялись выше, вернее вскарабкались, обнаружили вторую штольню. Проникли туда, ходили во весь рост. На стенах апатит, слюда. Но не взять – везде монолит. Вернулись. Слева от штольни обнаружили свежие отвалы. Видимо народ работает.
                                        Команда себе - Копаем здесь!
    Расположились лагерем. Развели костерок. Котелок с чаем. С горы панорама г. Слюдянки, вдали оз. Байкал, внизу прозрачная р. Слюдянка. Копаем до вечера, с перерывом на обед. Слева копал Юра, ниже Алексей, я с Васей между ними. В этих отвалах попадались сростки диопсидов, прозрачные апатиты, одиночные хромдиопсиды - зелёные. Самый красивый нашёл Алексей, мы все ему позавидовали. Стало темнеть. Вернулись на базу, реку пересекали уже по большому металлическому мосту, прошли родник, умылись. Галька в реке крупная и белая. Предлагали Журавлёву в огород в Исети. В гостинице после ужина стали перебирать образцы, показывать друг другу, кто что нашёл. Травили друг друга.
    На следующий день была суббота, утром собрали совет и решили пойти на карьер "Стрелка", где добывают белый мрамор и должна быть красная шпинель. Прошли сортировку, нас опять облаяли собаки. По дороге поднимались в гору, всё выше и выше. Карьер стал увеличиваться в размерах. В первых отвалах нашли неплохие образцы мрамора с апатитом. Идём дальше. Справа работала дробилка. Горы мелкого мрамора, автомобили, людей не видно. С Юрой пошли дальше, вышли на плато карьера. Стоит экскаватор, водителя нет, вокруг мощные отвалы белого мрамора. Взяли несколько образцов в коллекцию. Других камней там нет.
Вернулись вниз до проходной, по дороге встретили троих наших из группы. Поднялись выше дробилки на отвалы. Прошёл мелкий дождь. Апатитов мелких лежало - умотаться. Развели костерок, пообедали и пошли по окрестностям. Пошли крупные апатиты, но с плохо выраженными гранями, друзы голубых апатитов в оранжевом кальците. Супер образцы. Вася нашёл самый красивый голубой апатит, подарил мне на день рожденья. Антон нашёл самый крупный апатит, размером с ладонь. На базу вернулись опять вечером, с большой добычей.
    Следующий день – воскресенье, решили пойти на карьер "Перевал" за голубыми кальцитами и красной шпинелью. Ночью похолодало. Все задубели в деревянном корпусе. Климат в Слюдянке переменчивый. Рано утром двинулись по лесной дороге вдоль р. Слюдянки, дорога шла всё выше и выше. Прошли 5 мостиков. Получился мини поход. Дорога ведёт на пик Черского (h=2009м), к хребту "Хамар Дабан". Дорога идёт мимо карьера. Идём. Любуемся природой. Фотографируем виды, Вася снимает кино. Подошли к карьеру. Высота отвалов под облака. Камень белый. При солнце сильное отражение, текут слёзы, работаем в чёрных очках. Народ вокруг тоже стучит молоточками. Мы тоже присоединились. Наконец нашли глыбы голубого кальцита, отбиваем образцы. Некоторые геологи уже разделись наполовину, загорают. Мимо нас постоянно идут туристы на пик Черского, туда и обратно. Рядом чистая река, мостик. Набрали камней прилично. После обеда двинулись обратно. В общем, хорошо отдохнули. На базу вернулись опять вечером. Встретили там нового жильца - земляка из Озёрска Олега, тоже каменщика, познакомились.
    Следующий день - понедельник. Вася рано утром ушёл один в поход на пик Черского. Юра с Олегом и его соседом по комнате, американцем из Техаса, ушли копать камни к штольне, а мы с Алексеем поехали на базар, купили чемоданы на колёсиках, иначе нам не донести камни до вокзала. Вечером все ждали Василия из похода, никто не ложился спать. Он пришёл уже в темноте, после 2300. Мы все были рады, он пришёл живой. Всё-таки он совершил подвиг. Сходил за один день, около 35 км .
    Утром, вторник, собрали совет и решили пойти на экскурсию к оз. Байкал. Через некоторое время приехал Клопотов Костя с друзьями из Ангарска, известный каменщик-коллекционер. Они проездом на Шерлову Гору, что под Читой. Пообщались часик. После отъезда мы, четверо, двинулись на маршрутке к оз. Байкал на дикий пляж. Юра, Олег, американец снова ушли копать камни. Подошли к Байкалу, вода холодная, прозрачная, берегов не видно. Вася помочил свои натруженные ноги. Можно снова в поход. Попрощались с Байкалом, по берегу вышли на городской пляж и к вокзалу. Вечером прощальный банкет и упаковка образцов.
    На следующий день у нас культурное мероприятие. Экскурсия в музей - камня. Утром приоделись по парадному и пошли в музей. Музей уникальный. Много образцов р-на Слюдянки, а также России. Всем понравилось. Красную шпинель мы увидели только в музее. Есть магазин, где можно купить любой образец. После экскурсии делать было нечего, отъезд в 2330, решили снова сходить на копи. Походили вдоль реки, у них там местный "Бродвей", идёт к оз. Байкал.
    12 июля 2013 г. Вечером собрались, попрощались с хозяевами гостиницы, сфотографировались на память и на маршрутке отправились на вокзал. Сидим, ждём поезд. Поезд опаздывает. Купили два омуля и на первой стоянке купили пива и с Васей их приговорили. Не обошлось и без курьёза. Диспетчер проспала и объявила посадку за 5 минут. Вся толпа побежала с чемоданами и мы в ней, на мост, с моста, бежим и падаем, но успели.
    Мы в поезде Владивосток-Москва, духота, мы едем, едем, едем, домой, на Урал! Снова в плацкарте, на боковушках, уже все пятеро. Вася купил новый кроссворд, уже отгадывали 3-мя купе. Люди рядом с нами за 2,5 суток менялись постоянно. Поезд опаздывал на 4 часа, поэтому длительных стоянок в больших городах не было и мы в основном спали, ели мало.
    15 июля 2013 г. в 600 мы в Екатеринбурге. Ура! Приехали! Поезд пришёл точно. Юра уехал домой на автобусе, он местный. Вася на машине с сыном в Исеть, а мы трое: я, Алексей с сыном Антоном на электричке в родной Новоуральск. Бюджет поездки - 15 т.р. на человека.
                Ханжин А.Д.  г. Новоуральск.  2013г.

Участники поездки беседуют с В.А. Жигаловым. Ему есть, что рассказать о Слюдянке.
Походные будни
Поиски минералов.

Фото - участников поездки

В штольне.

К.Клопотов у нас в гостях.

Отвалы  карьера  Перевал.

Внизу - один из мостиков через Слюддянку.

Виды Байкала

Участники экспедиции: Юрий, Василий, Александр, Алексей, Антон с нашей доброй хозяйкой Любовь Михайловной. Справа - экспозиция минералов под открытым небом и наш приют.