Мир степей юга России
                (по мариупольскому краеведческому музею, - по запаснику)
                    Автор: В,Д, Головатенко ………………………………
                                                                                                                        Жаворонка песня поднебесья -
                                                                                                                        Это счастье, радость без конца.
                                                                                                                        Словно окунулся в детство весь я,
                                                                                                                           В поле ржи и запах чабреца…

Из школьного далека только и осталось в памяти, что по степям, моим родным краям, кто только не кочевал: и скифы, и сарматы, и даже готы. Что, последние, там забыли – не помню. Ну и они на меня будут не в обиде – сочтёмся через мою прапрабабку, которую вывез предок из Алемании, по окончании своей 20 летней службы в армии, да в крестьяне, да под Полтаву. А было это лет триста тому назад. И, вот, пошли мы, я с сыном, в музей, в мариупольский краеведческий. Обошли три этажа – и пока сын фотографировал экспозиции с природными ландшафтами, я остановился у стенда с материалами о русском великане А,И,Покрышкине. В памяти оста - лась детская шалость – кто, девчонки или я, большее число раз перебежит дорогу перед, приближающимся виллисом. «Победителя» за руку, лётчики повели к моей маме. Как сложилась их судьба? Остались ли живыми в той далёкоблизкой войне. Верится, ведь звено Покрышкина сбило немецких самолётов больше, чем любой истребительный полк…
Спускаемся по лестницам, за окошками видеться музейный запас - ник с стоящими в два ряда Каменными Бабами. Представляемся директрисе один археологом из Екатеринбурга, а сын археологом из Санкт Петербурга (представлял я, так и быть признаюсь). У нас дипломов по этому профилю нет, но…перед нами бежит под ветром, перекатываясь серебристыми волнами, ковыль. Будто, откуда то, доносится конское ржанье. Чу, и пропало виденье. Да видели ли Вы Каменную Бабу, стоящую на кургане, в после - обеденное время летом? От земли волнами поднимается нагретый воздух, а Вам - то кажется, что на кургане пришло в движение ожившее изображение в камне. Помнится, в Казахстане, где влажность воздуха не превышает и половины от юга в России я, издали, увидел под Жастаром, как слегка шевелил слабый ветерок наброшенные на надгробье одеяния.
Просим разрешения осмотреть запасник музея, где, среди зелени и цветов стоят в два ряда художественные, именно художественные изображения наших предков, изваянные из гранита или известняка.
Вот, со слезами на глазах, смотрим на мать прижимающая к себе  дочь. Что с ними случилось? Ведь дитя только начинало жить. Сколько горя и печали доносит к нам от той эпохи это изваяние.
Жизнь в степях юга России… Не было государства? Полноте, а зачем оно им было нужно. Там где нет границ, где есть возможность свободно кочевать – там нет в нём и необходимости. Ведь государственность - это не прогресс в органической жизни, это такое же изобретение как, например, соковыжималка для беззубого, пока ещё, моего малыша. Это оковы для свободы выбора, оно регламентирует отношения между людьми, накладывает ограничения для их самовыражения. Но, вот, то ли стада увеличатся, то ли другие племена перекочуют, и станет тесновато, и в степях, между племенами станут складываться договорные отношения. Отсутствие государственности это не варварство и не дикость, а естественная жизнь людей. Надо же, сказать, «примитивные». Может степные народы ничего не изобрели? Да посмотрите на их одежды. Войлочная шляпа с высокой тульей один в один, будто подсмотрена у них и изображена на головах мастеров (демидовские времена!) Худояровым. Это ведь не «котелки испытанных остряков», упомянутых, к слову, Александром Александровичем Блоком, а убор, защищающий голову летом от солнечных лучей, а зимой от ледяного дыхания ветров, дующих с бескрайних русских равнин. А с отделками платья у женщин? Ведь то были наряды красавиц. А их шейные украшения? Да, это варвары и вандалы «наградили» пиренейскую цивилизацию штанами, а то так и ходили бы нагишом с накинутой на плечи тряпочкой, называемой по тамошнему «тогой». Ведь майки, трусы и бюстгальтеры изобретение рубежа Х1Х – ХХ вв. А лошадь кто приручил, и хомут им на шею надел, не уж то «цивилизованные» народы? Колесо встречалось, в древности, и в детских игрушках, даже и у народов Северной Америки, да вот подходящей шеи там не нашлось, а «варвары» нашли и лошадь, и
вола, и даже козу, последнюю использовали, разумеется, по бедности. Видел, однажды, и такое: старушку в выцветшей косыночке и её козу, запряженную в тачку и везущая скромные и ветхие вещи хозяйки или, на зиму траву – зимой и козе кушать хочется.
Мне скажут: цивилизация это прогресс. Кто же станет спорить.
Вот читаю: на начало 19 века в Европе, в быту, применялось 45 наименований вещей, а в Североамериканских Соединённых Штатах в течение этого века количество используемых товаров выросло с 79 наименований до, почти, 800! Не поэтому ли поводу Сем Клеменс (Марк Твен) с сарказмом заметил: цивилизация это производство нужных ненужностей? Стоит ли говорить, какие это были варвары. У нас, маленьких детей пугают, то «Серым волком», то «Бабой Ягой», но никто не даёт своим отпрыскам имена «страшилищ». Не пример: «Крокодил Шакалович» - там другой народ, другая культура, другие устои, отношения, приметы и обычаи. А что же получается с самоназванием племени «Варвары»? Смотрю, слышу и изумляюсь, - мою двоюродную прабабушку, столбовую дворянку, с корнями, уходящие в глубь веков звали Варварой Степановной (она и в далёком уже 47 -ом двух копеечную монету называла «семишником»), а в Европе не редкость имя «Барбара» - правда, занятно?
Рассматриваем с сыном боевые доспехи, изображённые на воинах. Тела у них обнажены по пояс, на голове шапочки, да не вязанные, а боевые шлемы, которые археологи называют этрусскими, на груди в два ряда, закреплённые на ремнях металлические бляхи, на предплечьях – металлические накладки. Воины всегда готовы к ратной битве за род, семью, пожитки. Каждая фигура держит руками у низа живота двумя руками чашу – сосуд, сосуд с напитком, воскрешающий жизнь, жизнь о двух начал. Помнится, В.В. Розанов высказал сокровенное: мужчин волнует грудь и живот женщины, - не это ли, сокровенное, подспудно, виделось и им, и отразилось в слове великого русского изначального писателя.
А лица – образы? Все непохожие, все разные по крови, но не по духу. Степь делает людей вольными и не покорными, мужественными и отважными, свободолюбивыми и верными на дружбу. Не отсюда ли, у нас, у русских: За друга своя и жизнь отдают? Всматриваюсь, что - то знакомое чудится в этом образе степняка.
Ба! Да неужели это пращур моего, из детства, дружка. Неужели на том, изваянии запечатлен его пращур? Всколыхнулось далёкое, из маленького детства, как мы мыслили попасть на, непонятно
где расположенную, бахчу. Но не свершилось такое «злодеяние». Ну, ничего, внуки наверстают. Их, хлебом не корми, как залезть на придорожную шелковицу, или в сад за зелёными, «как бубен», яблоками, а, по осени, – лакомится бордово – красными арбузами…
Уже и не найти тех, сейчас распаханных курганов, где когда то стояли эти изваяния, уже и ковыль остался нетронутым с тех далёких времён только в заповедниках, что в Хомутово, да «Каменные могилы». Мир и покой им, пусть хотя бы и в Мариупольском краеведческом музее. Но если отправится в заволжские степи, где
расположен Капустин Яр и дальше, на восток, вплоть до Монголии, куда не дошла европейская «мода» на разрушения, где степи не познакомились с плугом можно ещё встретить стоящие изваяния и как память об ушедшем времени – ушедших в вечность людях, и как украшение степей - Каменные Бабы. Мир им и спокойствие в наше беспокойное время. И сейчас может быть, над ними, в поднебесье, поёт в знойный полдень свою восторженную песню жаворонок, или отдыхает на них сокол - краса и гордость степей.
февраль 2013г.
 
Используются технологии uCoz