О. Щетинин

По тропам уральских рудознатцев

В конце августа компания любителей камня из Екатеринбургского областного клуба любителей камня решили сделать экскурсию вокруг поселка Исеть по старинным горным выработкам, заложенным еще в 18 и 19 веках. Одним из руководителей этой экскурсии был преподаватель физики Василий Леонидович Журавлев. Чтобы сберечь силы немолодых участников экспедиции, большую часть пути мы проделали на уральском вездеходе УАЗе. За два дня мы совершили бросок к древним выработкам Среднего Урала, расположенным между Исетью , Первоуральском и Новоуральском . Из Исети мы направились к Северке, мимо Чертова Городища и озера Песчаного. Здесь уточнили маршрут в лесничестве, у местного лесника.В первый день нашей целью была Кацина яма –бывшая шахта , открытая еще в начале 19 века. Трудными лесными тропами , благодаря надежным проводникам, мы во второй половине дня добрались , наконец до цели. Здесь когда-то добывали очень редкий самоцвет пушкинит. Он был впервые открыт на Урале в 1835 году профессором Казанского университета Вагнером и назван им пушкинитом в честь графа Мусина-Пушкина – попечителя Казанского университета.

Усердно поработали на отвалах старых шахт. Всем участникам экспедиции повезло : удалось найти кристаллы пушкинита и зеленого кварца – празема.

Ночевали мы в уютной землянке с печкой, а вечером отметили День железнодорожника, т.к. один из нас был железнодорожником.

Наступило утро. После завтрака мы снова принялись за работу. Одна группа с Василием Журавлевым отправилась на разведку новых шахт и выработок. Еще зимой мы много поработали в библиотеках изучая эту местность. Удалось сделать ксерокопии старинных карт , составленных еще в 19 веке. Теперь они нам очень помогли в поисках новых выработок. После обеда , когда вернулись наши разведчики, мы отправились на

УАЗе дальше. Следующей нашей целью был Зауральский рудник., открытый еще в 18 веке экспедицией «Мраморной ломки», которая была создана для разведки поделочных камней на Урале по указу императрицы Екатерины II. Там мы нашли хорошие образцы мрамора , а на контактах с гранитами- образцы гранатовой породы буро-красного цвета. Эти образцы мы впоследствии передали в музей. Потом поехали далее в сторону Аяти и в русле Малой Черной речки, которую мы пересекали нашли тоже образцы гранатовой породы.

Высадив в Аяти новоуральцев, которые стали ждать свою электричку, мы направились в Мурзинку. Там высадили еще одного участника нашей экспедиции и через Среднеуральск вернулись на Исеть.

Так благодаря отличным проводникам и УАЗу мы проделали путь длиной в 100 км и смогли побывать в тех местах, где трудились первые уральские геологоразведчики..

Мы мысленно благодарили их за те открытия, которые они сделали и оставили нам в наследство.

(Областная газета от 2 октября 2009 года.)